1 Мая: история праздника
Праздник весны и труда — это не только выходные в тёплые весенние дни, но и сохранение памяти об исторических событиях.
Это праздник, который современным россиянам достался "в наследство" от СССР, от бабушек и дедушек, которые ходили в этот день на всенародные демонстрации и шествия. Времена изменились, но по-прежнему 1 мая многие люди выходят на городские улицы и площади с плакатами и лозунгами.
Предпосылки этого праздника возникли в середине XIX столетия, когда австралийские трудящиеся 21 апреля 1856 года вышли на демонстрацию с требованием установить восьмичасовой рабочий день. С того времени в Австралии праздник начали отмечать ежегодно, и примеру австралийских рабочих стали следовать канадские и американские анархистские объединения.
В Российской Империи маёвки рабочих в первый раз состоялись в 1891 году в Санкт-Петербурге и в 1895 — в Москве. Как только маёвки начали приобретать политический оттенок, царская полиция стала принимать меры по их пресечению.
В 1912 — 1914 годах российские рабочие стали регулярно выходить на шествия и демонстрации, а в 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, 1 Мая приобрёл официальный характер и назывался сначала "день Интернационала", а затем "День международной солидарности трудящихся". С 1918 года 1 Мая сделали выходным, а с 1928 года ЦИК Совета народных комиссаров СССР объявило и 2 мая нерабочим днём в память о праздниках в честь Дня Интернационала.
Праздник 1 Мая нашёл отражение в искусстве: в том числе такие знаменитые поэты, как Демьян Бедный, Владимир Маяковский и Сергей Есенин посвящали этому событию свои стихотворения.
"Я видел праздник, праздник мая —
И поражён.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жён.
<…>
Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож".
Это строки из произведения Сергея Есенина "1 мая", написанного им в 1925 году.
В Советском Союзе официальный праздник 1 Мая массово отмечался всей страной: участники демонстраций под музыку, носящую политическую окраску, организовывали шествия с лозунгами, флагами, плакатами и цветами. Члены советского правительства произносили с трибун приветственные речи. Последняя официальная первомайская демонстрация прошла в 1990 году, а в 1992 году этот день стал носить название "Праздник весны и труда".
Несмотря на то, что и до сих пор разные политические партии и объединения проводят демонстрации на улицах и площадях с более или менее острыми социально-политическими лозунгами, идея праздника размывается и поэтому отдаляется от первоначального смысла. Первомай, перенесённый в реалии современной российской жизни, носит иной характер, нежели в СССР — это, прежде всего, всеобщая радость от встречи весны, народные гуляния, культурные мероприятия, уличные фестивали и возможность выехать на природу, а политика отходит на второй план в сознании большинства.